Несовременные чайные интерьеры и архитектурные решения. Чайные павильоны хакка. Характерная черта районов, где живут хакка – чатины (茶亭), чайные павильоны на краях старых дорог, пешеходных троп и больших полей. Точнее, их можно встретить в разных регионах Цзяннани, восточного и юго-западного Китая, но там, где много общин хакка – в Цзянси, Фуцзяни, на востоке Гуандуна – чайные павильоны особенно многочисленны. Выглядеть они могут по-разному, но в большинстве случаев это не роскошные, изысканно украшенные беседки, а простые и прочные строения, где можно укрыться от ненастья (и поэтому их часто называют ещё фэнъюйтинами (风雨亭) – «павильонами от ветра и дождя») или, наоборот, от зноя. Хакка – народ-скиталец: предки нынешних хакка проделали долгий путь с севера Поднебесной на юг (чуть подробнее мы писали об этом, рассказывая о Кэцзя Чао Люй Ча, жареном зелёном чае – см. https://vk.com/wall-47905050_16951 ), и если бы не чайные павильоны, многие из них не перенесли бы тягот этого путешествия. Поэтому, осев на юге, хакка стали строить чатины во множестве – отчасти возвращая долг строителям прошлого, отчасти заботясь о следующих поколениях, но в первую очередь – всё-таки для самих себя. Торговцы-хакка часто странствовали из города в город, из уезда в уезд, из округа в округ, странствовали пешком, неся свои товары за спиной, и им очень важно было иметь места, где можно утолить жажду и восстановить силы; помогали чайные павильоны и крестьянам, обрабатывавшим землю или собиравшим урожай. К возведению чайных павильонов хакка подходили серьёзно: инициаторами обычно выступали лидеры общины, но каждый вносил посильный вклад – кто-то деньгами, кто-то трудом; назначали ответственного за сбор и хранение средств, и это был важный пост; для выбора места постройки и определения, как должны быть расположены входы павильона, нанимали геоманта; перед началом строительства и по его окончании совершались определённые ритуалы. Многие чайные павильоны напрочь лишены каких-либо изысков, грубоваты, неказисты, похожи на сараи для хранения инструментов или на маленькие железнодорожные станции в глуши, но бывают и внушительные строения с богатой резьбой – всё зависит от финансовых возможностей общины. С архитектурной точки зрения, выделяют тип жилого дома, тип храма, тип беседки, тип арки и т.д.; крыша может быть соломенной или черепичной; иногда функцию чайного павильона брали на себя другие сооружения – например, крытые мосты, в частности, знаменитый мост Юннин в городе Гаотянь (уезд Шичэн, округ Ганьчжоу), входящий в число культурных реликвий провинции Цзянси, в нём даже нечто вроде храма имеется. В общем, чайные домики хакка достаточно разнообразны по форме, но предназначение у них общее. Построить павильон мало, за ним ещё нужно было постоянно присматривать. Он ведь не ради красного словца называется чайным – в павильоне всегда должен быть чай для путников. Какой именно – зависит от обычаев общины. Это мог быть чай в стиле лэйча (擂茶) – блюда хакка, которое готовится из растёртого чая, зёрен, орехов, специй и т.д., или отвар каких-либо фруктов и трав, или просто недорогой местный чай из грубого листа, которому не страшно долгое настаивание. Кто-то из местных жителей раз или два в день готовил порцию чая и оставлял в павильоне; в чай добавляли имбирь и другие приправы, и он не портился. Снаружи у входа – на стене или на отдельно стоящих колоннах – часто размещены парные надписи-дуйлянь, восхваляющие чай, приглашающие остановиться и отдохнуть или содержащие нравоучительные сентенции. Например: «Чай, за который не надо платить, вызывает подозрение; но всё же дайте покой ногам на долгом пути». Или: «Укрывая от солнца и дождя, беседка лучше высотного дома; освежая и опьяняя, зелёный чай подобен тонкому вину». Или: «Торóпитесь ради славы, спешите за выгодой – выкройте минутку среди хлопот, посидите в чайном павильоне; думы горьки, работа тяжела – найдите радость среди страданий, поболтайте немного о былом» (исключительной красоты дуйлянь, приведу его в оригинале: 为名忙, 为利忙, 忙里偷闲,且在茶亭坐坐; 劳心苦, 劳力苦, 苦中作乐, 聊将往事谈谈). Или: «Творящие добро подобны траве весеннего сада – сами того не замечая, они растут с каждым днём; творящие зло подобны точильным камням – сами того не видя, они с каждым днём убывают». Нередко надписи есть и внутри, и они менее официальны по сравнению с парадными двустишиями. Это могут быть строчки народных песен (в том числе о чае), или стихи собственного сочинения, или немудрёные заметки путешественников; иногда на стенах чайных домиков завязывалась переписка или дискуссия. В надписях разных эпох отражается история Китая – они становятся то более политизированными, то менее, то успокаивающими, то грозными. Помимо заочного, эпистолярного общения чайные домики могли быть и местом живых встреч. Странник мог задержаться, чтобы подождать кого-нибудь, кому окажется с ним по пути, чтобы было веселее; мог посидеть и обменяться новостями с тем, кто идёт в другую сторону; крестьяне могли собраться в павильоне после дневных трудов. В чайных павильонах порой звучали чайные песни – и наоборот, сами чайные павильоны фигурируют в некоторых чайных песнях хакка. Хакка – не святые, но им совершенно чужд вандализм. Поэтому в чайных павильонах не встретишь брани и непристойностей, никто не ломает мебель и не портит утварь. Во времена Цин количество действующих чайных павильонов было велико: в различных уездных хрониках перечисляются десятки таких домиков, но ведь там упомянута лишь малая их часть, только самые известные и значимые, а на самом деле их были сотни в каждом уезде. О землях хакка говорили: «на семь гор – одна вода и одно поле, и ещё один чайный павильон» и «на каждых пяти ли – беседка для отдыха, на каждых десяти ли – чайный павильон». Сейчас всё изменилось. Никто уже не проходит десятки километров по горным дорогам пешком с грузом ткани или соли за спиной, и фермерам теперь есть где отдохнуть и есть чем освежиться в жару помимо чая. Многие чайные павильоны заброшены, часть снесена, другие используются не по назначению. И даже прекрасно понимая, что жизнь должна идти вперёд, невозможно не испытывать грусть от этого. Лишь в самых глухих деревнях, где время как будто замерло, некоторые чайные домики продолжают своё служение – и то надолго ли? Но возможно, и люди XXI века увидят ценность в том, чтобы собраться всем миром и сделать что-то негромкое, но важное, для всех, кому оно может потребоваться, ничего не желая взамен. По крайней мере, так считает Ван Тяньпэн, докторант Шанхайского университета, историк и антрополог, специализирующийся в области культуры хакка, статью которого - https://zhuanlan.zhihu.com/p/30737461?utm_id=0 – я вам сейчас вкратце пересказал. Другие источники - https://www.sohu.com/a/314907536_748629 , https://new.qq.com/rain/a/20191211A0RQ3G00 , https://new.qq.com/rain/a/20200109A0RGUN00 .

Теги других блогов: китай чайный павильон